Архивы

postheadericon Мнение дошкольного психолога об играх Воскобовича (часть 1)

Сегодня хороший друг нашей компании, автор парциальной программы «Умные игры в добрых сказках» (появится в продаже в начале сентября) замечательный психолог Светлана Макушкина (нажмите, чтобы записаться на ее бесплатный вебинар в декабре) прислала статью, где с позиции детский психологии оценила игры Воскобовича.

Материал объемный, поэтому разделен на две части: в первой описываются игры, наиболее интересные в психологическом плане, а во второй дается анализ «плюсов» использования этих игр.  Знакомим читателей с первой частью статьи. Кстати, мы задумали проект «Игры Воскобовича в работе педагога-психолога», подробности о нем будут на блоге в начале сентября. 

В работе с дошкольниками необходима игра. Игра – ведущий вид деятельности этого возраста и необходимое средство для развития, воспитания и образования малыша.

В образовательном процессе важна дидактическая игра. Современный мир поражает всех изобилием игр и соответствующих методик и пояснений к ним.

При всем многообразии выбора дидактических игр, я и коллеги отдаем в своей работе предпочтение играм В.В.Воскобовича. Рассказывая на различных площадках об этих играх, часто можно услышать вопрос: «А почему именно они?». Бытует мнение, что конструкторы Воскобовича похожи на танграмы других авторов, что «Квадрат Воскобовича» можно сделать самим, а не покупать и тому подобное.

Но эти игры не «те же самые танграмы» и не «такие же, как…». Они уникальны и интересны, вариативны и притягательны, в них есть некая «изюминка». Постараемся в этом очерке определить, в чем преимущество игр В.В.Воскобовича и осветить аспекты работы по этим играм.

  1. Дизайн, наполнение и творческое решение

Начнем с конструкторов: «Чудо-Соты 1», «Чудо-Крестики 1, 2, 3». Каждая серия заключает в себе не просто танграмы, они наполнены смыслом и содержанием. Казалось бы, из любого танграма можно что-то сделать (не исключение и конструкторы В.В. Воскобовича: они предлагают широкий спектр образов для каждого из конструкторов), но именно конструкторы Воскобовича можно систематизировать:

  • «Чудо-Соты 1» заключают в себе определяющие (базовые объекты и предметы) русских сказок для малышей: домики, животные (заяц, медведь, лиса, и др), природное окружение (цветы, деревья). Они просты и понятны даже для детей младшего возраста. В них есть четкие детали понятные малышу: ушки, глаза, большая голова. «Мыли свои ушки, мыли свои лапки…- говорим мы про зайчиков и выкладываем и ушки и лапки и «тапочки».
  • «Чудо-Крестики 2» — из них получаются сказочные персонажи детей более старшего возраста: Василиса, Кощей, Змей Горыныч, Иван-царевич и др., древнерусская архитектура: терема, избушки, дворцы. Сказочные образы персонажей не только легко выкладываются по образцу: гениально придуманное сочетание форм дает возможность самим детям создавать персонажей. Например, «Град на острове стоит, с теремами и церквами…» (А.С. Пушкина) с удовольствием создается детьми именно из этих «Крестиков». А сколько башенок «прячется» в этих Крестиках, сколько пышных платьев цариц и красавиц!
  • «Чудо-Крестики 1»-  это ловушка для самых умных, хитрая улыбка автора. При кажущемся небольшом размере и меньшем количестве деталей «Крестики 1» наиболее трудны. Там есть детали, отраженные зеркально, и именно они в большей степени развивают пространственное воображение, заставляют думать и находить единственно правильный выбор. Как это важно в современном мире, где перед человеком всегда стоит умение определить верный путь! Мы не можем объяснить это ребенку, но ребенок может сам опытным путем понять, что не всегда есть заменители, иногда надо искать необходимый и значимый элемент.
  • «Чудо-Крестики 3». Ломаные и изогнутые детали, много мелких элементов, деталь, похожая на звезду — все это служит источником вдохновения для всего неожиданного и фантастического. Попросите ребенка, хорошо знакомого с играми В.В. Воскобовича, воспроизвести знакомый образ, и он выберет знакомые «Чудо-Крестики 2» или «Чудо-Соты 1», предложите ему неведомый образ (несуществующее животное, инопланетянин и др.), и он выберет «Чудо-Крестики 3».

И главное, определяющее свойство всех конструкторов: они прекрасно «дружат» между собой . Грани всех деталей конструкторов можно совмещать и создавать свои образы, не тесня свое творчество в рамках одного материала.

  • «Квадрат Воскобовича двухцветный/четырехцветный», «Змейка». В этих прекрасных разработках автора есть манящая особенность: постоянно меняющая плоскость квадрата или прямоугольника «притягивает» воображение детей. Дети зачарованно складывают, изменяют, крутят эти игры. (Наши воспитатели, прекрасно зная об этой особенности, вовсю используют ее, когда надо, чтобы дети были заняты и в группе, на время стало тихо. Например, при индивидуальной работе с ребенком в группе, при подготовке к занятиям, достаточно дать детям «Квадрат» или «Змейку», и дети полностью погрузятся в мир образов). Мы часто (и, признаемся, с грустью) слышим о том, что мол, это очень просто сделать такой квадрат, не надо ничего покупать… Можно. Но так зачарованно играть ребенок не будет! Поверьте, очень сложно вымерить четко не только стороны треугольников, составляющих «Квадрат», но и границы между ними. Он не сложится так идеально и легко, как настоящий «Квадрат», не будет держать форму. Кроме того, части авторского «Квадрата» настолько привлекательны внешне и на ощупь, что явно превосходят любой «самодел».

Заметно, что автору игр важна кинетическая составляющая: детали привлекательны, прочны, приятны для подушечек пальцев (ну и «на зубок» дети любят попробовать, настолько они «сочно» выглядят).

  • «Прозрачный квадрат» (сказочное название – «Волшебные льдинки»). А это одна из удивительнейших находок автора. Не будем описывать технологию ее использования и то, насколько она важна интеллектуального развития для детей, поскольку это и так понятно. Обратим внимание на материал и разработку. Это не твердое дерево «Крестиков» и не мягкая ткань «Квадрата». У них есть границы и нет границ, они твердые и прочные, но могут изгибаться… Они привлекают своей необычностью, вариативностью и в то же время четкой структурой: все детали «Льдинок» — это части квадрата, каждая их деталей является дробью числа. Ну и разумеется, как и во всех играх этого автора: все детали «дружат» между собой, идеально совпадая границами.

Интересно? Продолжение следует…. А мы тем временем готовимся к запуску новой версии «Прозрачного квадрата» — в 4 цветах. Догадайтесь, каких? 😉

Один комментарий на “Мнение дошкольного психолога об играх Воскобовича (часть 1)”

  • Андрей Фёдоров:

    Интересный взгляд и разъяснение педагога на то, какие варианты игры можно предложить с данными играми. Импонирует доступность объяснения и, самое главное, краткость. К сожалению, очень многие в наше время любят «растекаться мыслью» страниц на 10, когда в реальности нужно всего-то полторы написать. Благодарю Светлану, что открыла мне новые варианты использования игр, за то, что реализует усвоенное в своей работе и в играх со своими детьми. Было бы интересно, если бы она дала мастер-класс в городе Тамбов, так как у нас достаточно людей, которые интересуются использованием игр Воскобовича в дошкольном воспитании.

Оставить комментарий

Рубрики