Архивы

postheadericon Игры Воскобовича в реабилитации после инсульта

Сегодня мы публикуем неожиданный материал от нашего тьютора их г.Комсомольска-на-Амуре Марии Щекатуровой:

«Традиционно игры Воскобовича применяют в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста, но я сейчас хочу поделиться опытом применения игр при реабилитации инсультного больного, близкого родственника.
 Прогноз врача был неутешительный: готовьтесь к худшему, шансов мало. Однако вовремя и квалифицированно оказанная медицинская помощь, сила духа и терпение сделали своё дело. Довольно быстро у нас получилось встать, научиться заново ходить, но моторика левой руки никак не хотела восстанавливаться.
Надо сказать, что сила в руке оставалась, чувствительность тоже, но мелкая моторика была нарушена. Первым нашим упражнением на пути к восстановлению стало перекладывание шишек из одной миски в другую. Это было невероятно сложно, требовало усилий.
Кроме того, кто сталкивался с инсультниками, знает, что они становятся капризными, раздражительными, часто расстраиваются из-за неудач. Здесь важны терпение, твердость и настойчивость. После кропотливых упражнений с крупами, шишками, пирамидками, мячиками нам удалось научиться сжимать и разжимать руку, захватывать крупные предметы.
Следующей задачей стало восстановление захвата средним, указательным и большим пальцами – «щепоточкой». Здесь нам на помощь пришли «Фонарики» с держателями.
Первое время просто вынимали их из дощечки и ставила обратно. Тут-то я и обнаружила, что нарушена не только мелкая моторика, но и зрительное восприятие. Пытались поставить квадрат в круглую рамку, прямоугольник впихнуть в треугольник и т.п., при этом не понимая, почему не получается. И мы стали находить фигуры по словесной инструкции, ставить их в нужный «домик» тоже с комментариями. Я заставляла проговаривать каждый шаг. Понадобилось время, чтобы освоить это упражнение. Наконец-то «пазл» сложился.

После этого я предложила построить простые изображения по схеме. Мы пользовались схемами из инструкции. Здесь требовалась не только точность движения рук, но и нужно было умение читать и анализировать схему, умение правильно расположить фигуры в пространстве. Для инсультника это тяжелый труд. Кроме того, схемы довольно мелкие, что требует концентрации внимания. Тем не менее за неделю мы освоили и это, путём неоднократных повторений. Следующим шагом было повторение всех упражнений, но только с «Фонариками» без держателей. В это же время я предложила повторить упражнения – вкладыши с «Чудо-Крестиками». Такую работу проделали со всеми наборами («Чудо-Крестики 1, 2,3″).
С третьими было сложнее всего. Когда и это было освоено, я перевернула детальки другой стороной, чтобы не было видно цвета. Здесь возникли сложности. Надо сказать, что «Чудо-Крестики 1» и «Чудо-Крестики 2» были освоены довольно быстро, а с третьими опять пришлось повозиться: детали мелкие, их много. Здесь тренировали захват, зрительное восприятие, умение анализировать. Не так-то это просто даже для здорового человека.
Следующим шагом стало строительство башен (сбор крестиков вертикально). Тут конечно времени было потрачено больше, т.к. башня рассыпалась, сложно было поставить детали близко, при этом не разрушив нижние слои. Но путем кропотливых упражнений мы и этому научились.
Для восстановления зрительного восприятия и моторики врачи рекомендуют различные штриховки, обводки и раскраски. Здесь незаменимым оказался «Игровизор» и приложения.
Мы тренировали не только моторику и зрительное восприятие, но и заставляли работать мозги. Надо сказать, что сложности возникли с лабиринтами: еще очень тяжело было проследить глазами траекторию, так же тяжело было пройти лабиринт по условиям. Но это незаменимый тренажер! Кроме того, на «Игровизоре» мы выполняли упражнения на симметрию.
Посредством игры «Волшебная восьмерка» тренировали моторику и зрительное восприятие.
Сложности были не только в разборке и сборке игры, но и в размещении палочек нужного цвета в пространстве. Собирали цифры по словесной инструкции и всячески варьировали задания.
В это же время в нашей работе появился «Двухцветный квадрат».
На сколько дети любят эту игру, на столько же мой «пациент»  ее возненавидел. Действительно, для такого больного казалось практически непреодолимым заданием сложить «башмачок», и тем более следующие фигуры, которые складываются на его базе. Тем не менее ежедневно кропотливо и терпеливо мы пробовали еще и еще раз складывать уже знакомые фигуры. Наконец-то наступил день, когда мне с гордостью был предъявлен самостоятельно собранный «башмачок»! Для здорового взрослого человека это непонятно, но для человека, перенесшего инсульт, это невероятное достижение. Наконец и квадрат был освоен.
Настала очередь «Четырехцветного квадрата» и «Змейки». Надо сказать. Что к этому времени моторика восстановилась уже на столько, что мы спокойно раскрашивали изображения (и это левой рукой для правши!).
Я помню глаза врача-терапевта, который пришел на дом для обследования через 2 месяца. Во-первых, пациент встретил его на своих нога, при «марафете» без палочки. Во-вторых, наш арсенал игр его просто «убил»). Даже, говорит, в реабилитационном центре меньше. Моторику руки мы восстановили где-то за 4 месяца ежедневных упражнений. Надо сказать, что «Квадраты» и «Змейка» до сих пор лежат не столике: нет-нет, да поиграет. А что, хорошая тренировка для мозгов!)
Вот и такое применение играм нашлось. Спасибо)».

Оставить комментарий

Рубрики