Архивы

postheadericon Мнение дошкольного психолога об играх Воскобовича (часть 2)

Хоть мы не получили ваших откликов под первым материалом педагога-психолога Светланы Макушкиной (прочитать часть 1 ), мы не вешаем нос и выкладываем вторую, заключительную часть этого важного и интересного материала. Очень надеемся получить хотя бы несколько строк. Ваше мнение ценно как для нас, так и для Светланы Вячеславовны. Кстати, ее парциальная программа «Умные игры в добрых сказках» появится в продаже уже в сентябре.

Часть 2

2.Игры Воскобовича в работе с детьми

Более, чем десятилетний опыт работы по этим играм, а также играм других авторов позволяет сделать интересный вывод: игры В.В. Воскобовича эмоционально-благоприятны для ребенка, не вызывают соперничества и располагают к межличностному общению.

Постараемся объяснить сей феномен:

  • Каждому по игре. В отличие от многих других игр, игры В.В. Воскобовича (в особенности описанные ранее конструкторы, «Квадрат Воскобовича», «Змейка») предполагают, что ребенку предоставляется комплект игр на него одного. Многие разработчики игр, предлагая одну игру (коробку конструктора, контейнер с деталями) рассчитывают, что дети будут учиться договариваться и учиться уступать (кстати, этот процесс является ярким проявлением технологии обучения в сотрудничестве). Но мы понимаем, что это произойдет, если рядом с детьми всегда будет понимающий, чутко реагирующий взрослый. Детям дошкольного возраста трудно играть в одну игру без конфликтов, обид, взаимных претензий. И мы знаем, что они пока не умеют договариваться. Получается, что, предлагая один набор предметов на всех, мы провоцируем конфликтную среду. И создавать такую среду можно при условии: а) проведения диагностического обследования, б) коррекционной психолого-педагогической работы. Если наши цели иные, то разумно будет создать детям изначально равные условия. Чтобы Петя не сказал, что ему была нужна именно такая деталь, которую взял Коля. У Пети и у Коли будет одинаковый набор деталей, одинаковый исходные данные. В таком случае, тревожные и зависимые дети не будут переживать, что они могут недополучить чего-то или им не хватит. Они могут заняться творчеством, зная, что у них есть все то же самое, что и у других детей. Таким детям это важно знать. Тем более, что комплект конструкторов так упакован, что сразу видно все детали и не стоит переживать. А это важно. (Вспомните, когда мы ставим стаканчики с карандашами на каждого ребенка. Есть дети, которые сразу заметят, какого карандаша не хватает у них, но он есть у другого).
  • Отсутствие соперничества. Удивительно, но игры Воскобовича миролюбивы и не вызывают соперничества. Мы уже отмечали их привлекательность, как на ощупь, так и на глаз. Они манят своим качеством и прекрасно и точно подходящими друг другу деталями. Они легко изменяемы (нет шипов и креплений) и поэтому так притягивают детей. Крик ребенка: «Я первый сделал!», — практически не вызывает ревности и раздражения. Ребенок знает, что и он сейчас сделает, у него все для этого есть и его ждет радость открытия. Это как с любимым блюдом: кто-то съел первым, а кто-то неспеша лакомится. Подтолкнуло к этому выводу нас вот какое наблюдение: обычно мы просим тех, кто сделал первым, пройти среди ребят и спросить, нужна ли помощь. И оказывается, что помощь не нужна. Дети, не отрывая взгляд от захватывающей работы, отказываются от помощи: «Я сам(а) хочу!». А с какой радостью дети делятся своими произведениями, соединяют их одно целое или сдвигают рядышком! К примеру, Миша сделал свою башню, а Коля делает терем с башенками. Миша неспеша сравнивает и оценивает варианты. Он может сделать так, как у Коли, потому что у него такой же набор деталей, он может сделать по-другому, он может предложить соединить работы, и о, чудо!: на столе возникает «Град на острове стоит..». Мальчики воодушевлены и используют оставшиеся детали для расширения «града». Вот тогда и возникает единение и чувство работы с другом и совместная радость творчества.
  • Эмоциональное благополучие. Мы уже писали выше, что малыш, погружаясь в игру, как бы «смакует» ее. Он знает, что у него такой же набор деталей, как и у других. В связи с тем, что нет трудных соединений (шипы, крепления), которые раздражают детей, игра становится более вариативной и разнообразной. Создавая образ, ребенок уходит в мир образов, а, следовательно, мир представлений, ощущений. Такая работа успокаивает малыша, помогает ему обрести нужный настрой. Замечено, что, когда мы предлагаем эти игры импульсивным и тревожным детям их эмоциональный фон выравнивается.

Работа в спокойной обстановке, занятие любимым делом, отсутствие конфликтов, радость творчества – все это способствует интеллектуальному и личностному росту в любом возрасте и в любой сфере. И все это нам могут предложить развивающие игры В.В. Воскобовича в работе с детьми дошкольного возраста.

 

Один комментарий на “Мнение дошкольного психолога об играх Воскобовича (часть 2)”

  • Светлана К:

    Игры очень интересны не только детям но и взрослым, заставляют пошевелиться каждый миллиметр мозга ) нам посчастливилось посещать занятия)Спасибо Светлана Вячеславовна.

Оставить комментарий

Рубрики